Задать вопрос



Актуальная традиция

Актуальная традицияБританское образование заслуженно считается одним из лучших в мире. Британские школы, особенно – частные, так называемые «независимые», школы-пансионы, бережно сохраняют свою историю и традиции, одновременно не обделяя вниманием новейшие образовательные методики и технологии. Такой «синтетический» подход к обучению дает на удивление удачные результаты.

И одной из наиболее широко распространенных традиций, сохраняемых в наше время, является раздельное обучение девочек и мальчиков. Справедливости ради нужно отметить, что традиция эта недавняя, ей не более 200 лет. Причина тому проста - всеобщим средним образованием девочек цивилизованный мир заинтересовался гораздо позднее, чем образованием мальчиков. Если в Итоне, Регби и других английских школах–пансионах будущих государственных деятелей начали учить уже в 14 веке (а кое-где и раньше), то идея образования для женщин получила широкое распространение в Европе только в эпоху Просвещения, почти четырьмя столетиями позже. А первые колледжи для девушек появляются на Западе в середине 19 века.

Примерно такая же ситуация наблюдалась и в России –  еще и при отсутствии привилегированных частных  школ-пансионов
(public schools). Единичные эксперименты императоров, как Лицей или Смольный, считать не станем. Домашнее образование и церковно-приходские школы, предположим, были совместным - но позже наступало четкое гендерное разделение, предполагавшее, в частности, отсутствие серьезного образования для женщин. Как и в Европе, в России профессиональное образование стало доступно слабому полу в середине 19 века (разрешение посещать приходские училища), а высшее – в конце, в 1878 году, когда открылись первые «Бестужевские курсы».

После революции «единая трудовая» советская школа сделала образование всеобщим, гендерно-нейтральным и совместным. Правда, эксперименты ставились – в 1943/44 годах появилось около двух тысяч школ раздельного обучения, которые просуществовали в СССР до 1954 года.  Научно обоснованных причин как открытия, так и закрытия эксперимента не было – и тем не менее, результаты экзаменов в раздельных школах в целом были почти на 4% лучше, а количество выпускников-медалистов – больше на 6 -7 %.

Тем не менее, эксперимент прекратился и вопрос был закрыт – вплоть до последних лет, когда педагоги, психологи и общественность снова принялись горячо обсуждать все «за» и «против» раздельного обучения.

И здесь, за недостатком собственного опыта и репрезентативной статистики, дискуссии обращаются к опыту и данным западных школ.

А западный опыт показывает рост количества школ с раздельным обучением и стабильно более высокую успеваемость в них. Хотя единого мнения о том, лучше или хуже «разделение», нет и среди западных педагогов.

Одно из наиболее серьезных исследований было проведено в Великобритании в начале 2000-х годов, и с точки зрения успеваемости оно подтвердило преимущества раздельного образования. Причем в первую очередь раздельное обучение идет на пользу мальчикам – они чувствуют себя более раскрепощенными, их не мучает комплекс неполноценности, связанный с высокими результатами тестов девочек. При раздельном обучении мальчики показывают лучшие результаты в том числе по языкам и литературе – их не гнетёт превосходство девочек, их не пугает «девчачья» специализация. То же самое происходит с девочками в женских школах – они отлично справляются с такими, традиционно «мужскими», предметами, как физика, химия или математика.

К тому же гендерно-нейтральная образовательная система не учитывает разницы в темпах интеллектуального и эмоционального развития детей. Как показали недавние исследования медицинского факультета Гарварда, серьезных различий в структуре мозга у детей разного пола нет. Есть существенные различия в его развитии - у девочек и мальчиков одни и те же участки мозга развиваются в разное время, с различной скоростью. То, что «девочки старше», знают все – и вот теперь знаменитый университет подтвердил народное бытовое наблюдение. 

Неожиданностью стало открытие гарвардских профессоров о том, что мальчики и эмоционально более уязвимы, чем девочки. Таким образом, в «обычной» средней школе мальчик испытывает тройной стресс – от новой обстановки и изменения образа жизни; от того, что не в состоянии сконцентрироваться и провести неподвижно 45 минут, и, кроме того, от нелестного сравнения с «более взрослыми» девочками. В этой ситуации легко потерять интерес к учебе!

Вполне определенные данные на тему раздельного обучения можно почерпнуть из ежегодной статистики британской газеты The Sunday Times. Рейтинги частных школ-пансионов, в ней, и еще в The Gardian, – объективный показатель академических успехов выпускников. В рейтингах приводятся данные предыдущего и текущего годов, результаты выпускных  и переходных тестов (GSCE и A-Level).

Так вот, по данным The Sunday Times, в первой 20-ке лучших британских частных школ-пансионов школ с совместным обучением нет вообще. Из этих 20 школ для девочек – 12, для мальчиков – 8. Лучшие 50 школ – из них 6 совместного обучения (12%) . Топ-100*  – 26 «совместных». 

*
Тут нужно отметить, что позиции школ в первой десятке-двадцатке-сотне обычно стабильны, они могут сдвигаться внутри своей категории, но быть один год в топ-20, а на следующий вылететь за первую сотню невозможно, не так построена британская образовательная система.

Актуальная традиция. Раздельное обучениеВезде среди лучших школ преобладают дневные, но есть и пансионы; везде почти вполовину больше школ для девочек, чем для мальчиков.

Объяснение первому факту найти легко – дневная школа, даже самая лучшая, на порядок дешевле школы-пансиона. Что же касается количества женских школ…На этот вопрос однозначного ответа нет.  И хоть отдельно мальчики и учатся лучше, но, видимо, преодолеть девичью тягу к знаниям им пока не под силу. Или их больше интересуют другие цели? Или девочек просто больше, по статистике, «на 10 девчонок – 9 ребят»?

Так или иначе, россиян ответы на эти вопросы не слишком беспокоят – по данным Фонда общественное мнение, 76% наших соотечественников против раздельного обучения; 15% не имеют своего мнения и только 9%  высказались за.

Основным аргументом против  раздельного обучения (если аргументы вообще приводятся, обычно люди просто склонны больше доверять той модели образования, через которую прошли сами) является проблема социализации.

Действительно, мир за стенами школы – двуполый, а в 21 веке даже еще более гендерно-разнообразный, и с этим выпускникам раздельных школ нужно уметь жить. Навыки общения с противоположным полом – важный фактор социального и сексуального воспитания, и игнорировать его не стоит.

На если присмотреться к этому аргументу повнимательней, станет ясно, что он не выдерживает критики.
Если речь идет о дневной школе, то это означает как минимум половину дня в «смешанном» гендерном обществе – в семье, во дворе, в кружках и внеклассных секциях. Если говорить о школах-пансионах, то они все же далеки от монастырского идеала. Бордеры (ученики на полном пансионе) могут посещать ближайщие города, проводить выходные с опекающей их семьей, и таким образом, участвовать в нормальной «двуполой» жизни. Кроме того,  театральные постановки, спортивные состязания, концерты, экскурсии и прочие внеклассные мероприятия, на которые так богаты британские школы-пансионы, предполагают присутствие противоположного пола. Все-так даже в традиционной Британии женские роли в театральных постановках сейчас исполняют женщины, а не актеры-мужчины, как это было принято еще лет 300 назад. А собственный театр есть практически в каждом английском пансионе. Так что межгендерные контакты – вещь неизбежная, даже при раздельном обучении.

Впрочем, есть еще одна хорошая новость – в последнее время ученые начали говорить о «гендерно-сенситивных» предметах, и разделять учеников не по школам, а только по классам. То есть – предметы, в которых один пол традиционно опережает другой, следует разделять, а вещи нейтральные… ну, типа ОБЖ, или, например, истории – изучать совместно. Таким образом мальчики и девочки не «давят» друг на друга гендерным преимуществом, но в то же время остаются в рамках одной школы, что с точки зрения поддержания дисциплины, равно как и экономических мотивов, более выгодно.

К сожалению, все эти интересные и полезные тенденции пока обходят стороной нашу Родину, где образование, находясь в перманентной реформе, не становится от этого лучше. А вконец обалдевшие дети вовсю используют достижения современных технологий, чтобы проскочить школьные тесты, и скоро совсем разучатся читать что-либо, длиннее сообщения в Twitter-е.  

Поэтому, если позволяют средства, выбирайте британский пансион – раздельный или совместный, он в любом случае окажется лучше любой российской средней школы. Кстати, если средства не позволяют – для талантливых детей в большинстве школ-пансионов есть стипендии, гранты и другие формы финансовой помощи – рейтинги английских школ зависят от качества выпускников, поэтому школы весьма заинтересованы в талантливых и старательных студентах. Попасть в школу из первой сотни рейтинга очень непросто, нужно проходить тесты и интервью, иметь хороший аттестат, и заявку подать за год, а лучше – за 2-3… Но это уже совсем другая история.

Татьяна Смородина


При написании статьи использовались материалы сайтов:
Igorkon. ru; school-city.by; forum. gender. Ru .

 

Вернуться к списку статей в разделе "Полезная информация"